Как столичный комитет экономики экономикой занимался

0

Небольшое размышление о том, как Комитет Экономики Администрации города Петрозаводска экономикой занимался. Или о том, как сделать всё плохо.

Есть много городских аксиом. Например, о том, что петрозаводчанам нужны хорошие, удобные, чистые и защищенные от ветра, дождя и снега автобусные остановки. Или о том, что городской бюджет должен получать больше денег от управления муниципальной собственностью. Или о том, что необходимо развивать малый бизнес в городе. Тот самый бизнес, который создает дополнительные рабочие места и увеличивает налогооблагаемую базу. Ту самую базу, которая так же частично поступает в бюджет города. Или о том, что реклама – двигатель торговли. В том числе и торговли местных товаропроизводителей.

И задумались лучшие умы Комитета столичной мэрии – а что, если все это совместить в один проект? И придумали отличное, с их точки зрения, решение. Предложить рекламным предприятиям города через торги выкупить право установки за свой счет современного остановочного комплекса (всего 44 штуки), обязать убирать, мыть, мести, обслуживать ежедневно урны, чистить от снега, посыпать песком и вдобавок за это право доплачивать в городской бюджет от 40 тысяч рублей в год (стартовая цена торгов за остановочный комплекс в центре города).

Ну а чтобы рекламным предприятиям было не грустно от такого шикарного бизнеса – разрешить размещать на этих самих остановочных комплексах рекламу. Не более 16 квадратных метров на один комплекс. И без подсветки!

Придумали проект и закипела работа, забегали трудолюбивые люди. Не один день, не одну неделю и не один месяц целый коллектив готовил документы. Описывались остановки, заносил новые места в схему размещения рекламных конструкций, готовил конкурсную документацию и выставлял ее на торги. Наверняка собрали бесчисленные согласования и провели оценку регулирующего воздействия – проверку инициатив на целесообразность и эффективность.

И вот накануне, 19 октября, торги, естественно, не состоялись. В виду отсутствия интереса и хотя бы одной заявки от желающих. Жители столицы не получили удобные остановочные комплексы, бюджет – денег, рекламные предприятия –  условий для развития бизнеса.

Невольно хочется спросить – почему? Почему одним мероприятием были загублены все самые хорошие мысли и начинания. И проанализировав финансовую часть проекта, вновь возвращаешься к названию комитета. И начинаешь сомневаться, что люди, которые писали проект, хоть когда-нибудь имели отношение к Экономике.

Есть аксиома о том, что невозможно зарабатывать рубль, тратя на это три рубля. Недолго продлиться такой бизнес. И это ясно любому человеку, даже не имеющему экономического образования.

А чтобы было совсем понятно – немного цифр. Стоимость изготовления, транспортировки и монтажа одного, самого простого остановочного комплекса с возможностью размещать на нем рекламу – от 250 тысяч рублей. Далее идут затраты на ежедневное содержание остановки обслуживающей компанией (примерно 120 тысяч в год), платеж мэрии (от 40 тысяч), обслуживание самой конструкции, мелкий ремонт, страховка, монтаж-демонтаж рекламы – еще примерно 55-60 тысяч в год. Сверху набросим самый простой, обязательный упрощенный налог в 6% и получим сумму разовых затрат в 250 тысяч рублей и ежегодных затрат в размере 220 тысяч рублей. Честно умножим ежегодные затраты на 10 лет (срок заключения договора), прибавим разовые затраты и опять разделим на 10 лет и 12 месяцев.

И получается, что затраты на данный остановочный комплекс обойдутся предприятию, выигравшему торги, почти в 22 тысячи рублей в месяц. И это только затраты. Но ведь надо создавать добавленную стоимость. Окупать инвестиции в проект и зарабатывать прибыль. Давайте прикинем, что при лучшем экономическом раскладе, рентабельность этого проекта составит 30%. Это означает, что всё рекламное пространство на остановке (16 квадратных метров) должно быть продано рекламодателю почти за 29 тысяч рублей. Каждый месяц. Все 16 метров квадратных. И отсутствие заказчика хотя бы на треть поверхностей приведет сразу к значительным убыткам. И в эту схему мы еще не вписали требования Администрации города по размещению бесплатной социальной рекламы. А уж про эстетику залепленных рекламой остановок пусть нам расскажет главный архитектор города. Ведь проект готовился и при его участии.

И после подведения черты ИТОГО в этих нехитрых расчетах сначала удивляешься, а потом начинаешь сомневаться в том, что в «КОМИТЕТЕ ЭКОНОМИКИ» кто-то знаком со вторым словом в названии. Ведь если бы кто-то ответственный за этот проект написал примерные цифры затрат-доходов, хоть в столбик и суммировал их, то понял бы что данный проект провальный, финансово никому не интересный. И не стоит тратить время, силы и бюджетные деньги на реализацию заранее убыточного мероприятия. А целое Управление экономики и инвестиционной политики данного комитета могло пригласить к диалогу специалистов рекламного рынка и предложить подготовить для Администрации свои предложения по жизнеспособному проекту, от которого бы выиграли все – и горожане, и бизнес и городской бюджет. Но не было сделано ни первого, ни второго. По итогу проиграли все. Занавес.

p.s. Глядя на то количество торгов, которые отменяются последнее время или не состоятся в виду отсутствия заинтересованных предприятий очень хочется напомнить нашей Мэрии и её Комитету экономики, что «экономика должна быть экономной». И привлечение к разработке городских проектов профильных предприятий города только увеличит заинтересованность этих организаций в финансировании новых направлений бизнеса. И это пойдет на пользу всем – и городу и горожанам. И автоматически потянет за собой ту составляющую, на нехватку которой постоянно ссылается Администрация – «Доходы в городской бюджет».

 

Сергей Авишев, Председатель Союза промышленников и предпринимателей города Петрозаводска.

4 038 просмотров

Закрыть все комментарии.