“После того, как в Карелии прошли выборы Главы республики, а также после научно-практической конференции по статусу карельского языка, прошедшей в Петрозаводске и установившей среди прочего, что нет никаких юридических препятствий для придания карельскому языку статуса государственного, мы обратились в Администрацию Главы РК с предложением к Главе выступить с законодательной инициативой по изменению статьи 11 Конституции Республики Карелия, которое убрало бы положение о референдуме по государственным языкам и одновременно сделало бы карельский язык государственным языком республики вместе с русским.
И вот наконец мы получили ответ от руководителя Администрациии – заместителя Главы Республики Карелия Т.П.Игнатьевой. Содержание ответа таково, как будто не было ни научно-практической конференции, ни выступлений юристов-экспертов по конституционному праву, ни дискуссий по теме. В тексте ответа уже в который раз приводится старый избитый “довод”, что приданию карельскому языку статуса государственного якобы мешает федеральный закон “О языках народов Российской Федерации”, который утверждает, что государственные языки республик строятся на основе кириллицы. То, что тут же в законе говорится о том, что государственные языки республик могут иметь иные основы, которые устанавливаются федеральными законами, руководителю Администрации уже не интересно. К тому же, все эти ссылки и цитаты относятся только к государственным языкам. Чтобы начать спорить о том, какой должен быть алфавит у карельского языка, нужно сначала сделать его государственным. Опять профессиональные юристы ставят телегу впереди лошади.
Дальше в ответе долго и скрупулёзно приводятся перипетии с татарским языком, которому не удалось получить другую графическую основу. Но руководитель Администрации в своём ответе забыла о том, что татарский язык уже государственный. И графическая основа у него уже – кириллица. В ответе на наш запрос вообще обошлись полным молчанием по поводу того, что положение о референдуме по государственным языкам в Конституции Карелии противоречит самой Конституции и совершенно безграмотно. Видимо профессиональным юристам такие “мелочи” тоже не интересны. Всё это, а также то, что сам Глава республики решил не высказываться по данному поводу, показывает общественности, чего можно ждать от обещаний помочь титульному народу республики добиться равноправия с другими национальными республиками РФ, защитить язык этого народа конституционно, для чего собственно сама республика и была организована.
Сейчас уже ясно, что делать ставку на отдельных руководителей, чтобы увещевать их исправить текущее положение вещей, чтобы просветить их юридически – ни к чему не приведёт. В лучшем случае, с нами согласятся на словах, а потом поставят нового чиновника, которого опять нужно будет вводить в курс дела, теряя драгоценное время и энергию. Сейчас ставку надо делать на руководителей более низких уровней, которые могут у себя в ведомствах популяризовать карельский язык, вводить его в употребление в своей повседневной работе.
Вместе с тем, мы будем и дальше требовать изменения статьи 11 Конституции, обращаясь к широким массам жителей Карелии.
Хотелось бы привести цитату Махатмы Ганди: “Самое отвратительное в злых делах плохих людей – это молчание хороших людей.”
И поэтому мы будем обращаться ко всем хорошим людям, чтобы выяснить их мнение, чтобы побудить их не молчать, а высказаться. И мы верим, что хороших людей в Карелии – большинство!”, – написали Члены инициативной группы “Карельскому языку – официальный статус в Карелии”.