Сергей Хорошавин: Денег – нет, но они держатся!

0

Дороги не чищены, свет отключают, но миллионы на пропаганду выделяют исправно!

На новогодние праздники приехал в Карелию, и был неприятно поражён. Я еще понимаю, когда зима внезапно наступает на юге России. В той же Ростовской области обычный снегопад действительно может стать стихийным бедствием и привести к коллапсу. Но почему метель и осадки в декабре становятся непреодолимой силой для северных дорожников – выше моего понимания. И такое состояние всей автотрассы (а не только знаменитых 26 километров после съезда с «Колы») впервые на моей памяти.

Однако еще большее недоумение вызывает у меня система бюджетных расходов, которая нынче задействована в Карелии – республиканское правительство жалуется федеральным властям на нищету бюджета (и справедливо жалуется, денег действительно нет), средств на ту же расчистку дорог не хватает, и одновременно приходит известие о воссоздании закрытого ранее регионального телеканала «Сампо». Когда его несколько лет назад закрывали, то основной причиной называлась экономия бюджетных средств.  Теперь, по всей видимости, концепция поменялась – и хотя за эти годы региональный кошелек толще не стал, но на создание новой информационной игрушки для нового губернатора 22 миллиона найти сумели.

Не хочу ничего плохого сказать о журналистах, которые будут работать на возрожденном «Сампо» – среди них есть прекрасные профессионалы, отличные ребята, и вообще, за людей, которые в условиях сокращения рынка СМИ, сумели прибиться к надежному бюджетному берегу можно только порадоваться. Более того, не хочу ничего плохого говорить и о самом «Сампо» – в конце концов, канал только начинает свое вещание, а, значит, впереди у него и время расцвета, различные премии, яркие сюжеты и так далее. Всё еще будет, я в этом не сомневаюсь.

Но вот о самой системе государственных СМИ поговорить хочется.

На мой взгляд, эта система представляет собой зло в чистом виде. Не с большой буквы, конечно, с маленькой, но всё равно. Дело в том, что существование этой системы вредит всем – другим СМИ, обществу в целом, а также, хотя это и кажется парадоксом, самим государственным учредителям. Причем оплачиваем эту систему – мы, из своих налогов.

В уставах большинства государственных СМИ записаны какие-то правильные и верные слова, объясняющие эти траты. Что-то в духе – «созданы для объективного и всестороннего освещения жизни региона, конструктивного диалога власти и общества, воспитания патриотизма и социальной ответственности». На деле же любое госСМИ изначально задумывается и создаётся, как своего рода подразделение губернаторской (или мэрской) пресс-службы. Формально независимое, такое госСМИ всегда проводит информационную политику в интересах не региона в целом, а конкретного начальника.

Конечно, Его Высокопревосходительство очень часто путает свою персону с Отечеством, а вслед за ним то же самое начинают делать и существующее на бюджетные деньги СМИ – но общество в целом от этого лишь теряет. И теряет в материальном плане в том числе. Можно было бы за 22 миллиона привести в порядок, к примеру, дорогу на Костомукшу? Вопрос риторический.

Наносит вред такое госСМИ и всей системе медиа в регионе. Частные СМИ существуют за счет того, что они зарабатывают – деньги от рекламы, подписка, розница и так далее. Рынок этот очень и очень конкурентный, борьба между изданиями идёт жесточайшая, и каждый год в той же Карелии то одно, то другое СМИ закрывается. Тем самым, сокращается и количество представленных точек зрения на происходящие процессы, сужается поле для дискуссий. Это процесс – печальный, но естественный.  Появление же крупного государственного СМИ только усиливает эту тенденцию. Часть небогатого, и постоянно сокращающегося рекламного пирога, тем или иным способом неизбежно перераспределяется в пользу нового игрока, лишая независимые от власти СМИ, и без того перманентно находящиеся в режиме выживания, очередного куска хлеба.

Итогом этой, по моему мнению, нечестной конкуренции, становится закрытие частных изданий, и усиливающееся влияние на информационном рынке точки зрения губернатора, представленной в государственных СМИ.

И всё бы ничего – если бы сам губернатор при этом извлекал из существования таких СМИ максимальную пользу, и его успехи на высоком посту хоть как-то соотносились с существованием этих каналов и изданий. Но ведь понятно, что – хоть ты тресни, хоть сделай сотни ярких сюжетов и получи десятки премий – дорога на Костомукшу от этого сама по себе не вычистится, а жители Карелии будут судить об эффективности власти по тому, что видят в реальности, а не на экране. Слишком маленькая республика, чтобы можно было долго-долго пускать  людям пыль в глаза.

Но, возможно, такие СМИ призваны решать имиджевые проблемы региональной власти не в глазах населения, а в глазах – главного работодателя губернатора, сидящего в Кремле? Тщетная надежда. В Москве  не обманываются красивыми словами в Уставах, и если и составляют свое представление о положении дел в регионе на основе мониторинга прессы, то как раз читая те самые, независимые от власти СМИ. В общем, ввести в приятное заблуждение высокое начальство тоже не удастся.

И порукой тому – судьба карельских губернаторов минувших лет. «Сампо» создали при Катанандове, закрыли при Нелидове, без него проработал и потерял должность Худилайнен – то есть очевидно, что существование регионального гостелеканала на вопрос сохранения или потери власти никак не влияет.

При этом я, пожалуй, соглашусь, что у регионального правительства есть определенные функции в информационной сфере, которые оно обязано выполнять. Чиновники должны рассказывать о своих планах, об образе будущего, отчитываться за потраченные деньги, наконец. Но для этого не нужно создавать специальных СМИ. Есть система грантов, открытых конкурсов, участие в которых могут принимать все желающие. Обходится это бюджету намного дешевле, а с точки зрения выполнения чиновниками своих обязательств – намного эффективнее.

Хотя.. кто сказал, что вопрос эффективности бюджетных трат для них имеет значение?

 

Сергей Хорошавин

 

 

 

Администратор
2 665 просмотров

Закрыть все комментарии.