На фоне новостей о выборной кампании на пост главы Карелии, большинство жителей республики как-то подзабыли, что 10 сентября нас ждут еще и не менее масштабные муниципальные выборы. В 12 из 18 районов Карелии будут выбирать местную власть – где-то глав сельских поселений, где-то мэра райцентра, а где-то должен обновиться и список депутатов местного совета. Во власть придет более 500 человек.
До последнего времени подобные выборы местного значения не вызывали особого интереса у политических экспертов, да и в целом у политически неравнодушных граждан – и в самом деле, какая принципиальная разница для жителей, к примеру, Питкяранты кого именно изберут главой сельского поселения в Кемском районе? Все равно он будет решать исключительно проблемы своего села, а его партийная принадлежность никак не повлияет даже на жителей соседнего района. То есть, местные-то своим начальством, конечно, интересовались, но и только.
Однако, как раз выборы главы Карелии и показали, что муниципальным выборам надо уделять особое внимание.
То есть, политические партии раньше-то, разумеется, теоретически знали про «муниципальный фильтр», который предстоит пройти их кандидатам, желающим попасть в избирательный бюллетень, но одно дело – читать об этом в газетах и в нормативных документах, и совсем другое дело попробовать собрать подписи для его прохождения в реальности. Помотаться по районам, ощутить на себе все прелести сельских дорог, поискать, да потом попробовать уговорить подписаться в свою пользу какого-нибудь поселкового депутата, бесконечно далёкого от политических интриг республиканского уровня.
А если уговорить не удаётся, но в выборах участвовать хочется? Приходится идти на поклон к «Единой России», и просить партию власти поделиться частью муниципальных подписей. Но за «спасибо» никто ведь не поделится, и придется брать на себя какие-то негласные обязательства, что, согласитесь, мало кому нравится. Потому-то региональные отделения больших партий (те, кто хоть сколько-то думает о будущем) и начали именно сейчас весьма активно заниматься муниципальными выборами.
К примеру, «Справедливая Россия» попытается «закрыть» своими кандидатами практически все избирательные участки по районам, и про это говорилось на региональной партконференции – сейчас партия подыскивает кандидатов, работает с ними, отправляет документы в избирком. Не намерена отставать и «Единая Россия», имеющая абсолютное большинство в местных советах и желающая сохранить это преимущество на будущее. Вероятно, подтянутся также ЛДПР и КПРФ.
Более того, в некой перспективе именно эти муниципальные выборы могут оказаться даже важнее, чем губернаторские – кто именно, скорее всего, победит при голосовании на пост главы Карелии 10 сентября более-менее понятно.
Причем понятно – всем, а не только конкурентам основного фаворита.
Но 10-то сентября жизни не заканчивается. Не секрет, что многие губернаторы не досиживают свой срок до конца – в Карелии, к примеру, конца положенного по закону срока не дождались ни Нелидов, ни Худилайнен. Кого-то отправляют в отставку, кто-то, наоборот, уходит на повышение – как, к примеру, калининградский губернатор Николай Цуканов, ставший полпредом Президента по СЗФО. И в этом случае выборы объявляют вновь, а, значит, перед претендентами на власть вновь встаёт задача преодолеть муниципальный фильтр.
И в этом случае та партия, у которой реально есть сеть муниципальных депутатов, число которых позволяет или справиться с фильтром самостоятельно, или хотя бы максимально приблизиться к его преодолению без помощи со стороны, становится обладателем весьма существенного политического актива. Его можно использовать или впрямую – выдвинув своего кандидата, или монетизировать, поставив ресурсы партотделения на службу тому или иному претенденту.
И то, и другое – любопытно и перспективно.
Но чтобы создать себе такую муниципальную сетку, надо прямо сейчас активно вложиться и финансово, и организационно именно в муниципальные, вроде бы малозаметные, но потенциально очень важные выборы.
Сергей Авишев, политолог