Древлянку в Петрозаводске построили благодаря Андоропову

15 июня 2014 года исполнилось 100 лет со дня рождения генерального секретаря ЦК КПСС, председателя КГБ СССР Юрия Андропова, который начинал свою карьеру в Карелии. Почему памятник Андропову должен стоять на Древлянке? Как Андропов спас Петрозаводск от участи Конотопа? И правда ли, что нынешние методы управления страной позаимствованы именно у него?

Об этих и других малоизвестных фактах карельского этапа его биографии идет речь в книге, которую написал известный журналист Юрий Шлейкин.
61062_603x354
Непопулярный генсек?
— Юрий Викторович, именно Андропов? Ведь он руководил страной недолго, был далеко не любимцем советского народа, не популярной личностью...
— Я по образованию историк (кстати, Юрий Андропов тоже учился на историческом отделении Петрозаводского университета, правда, не получил диплома). И с огромным удовольствием коллекционирую чужие биографии. Выяснилось, что, например, об основателе Карельской Трудовой коммуны, который 15 лет был во главе республики, Эдварде Гюллинге, нет ни одной брошюры на русском языке! То же – и с Андроповым. Мне стало обидно, что наш, в общем-то, земляк, до сих пор не было отмечен серьезной работой о его пребывании в Карелии.
Насчет его непопулярности – ничего подобного! Работая над книгой, я встретил человек 40-50, которые, будучи взрослыми или детьми встречали Андропова, и лишь двое отзывались о нем с безразличием. Я привожу в книге, например, мнение известного работника прокуратуры Якова Брауве, который в 1950 год консультировал Андропова по советскому законодательству: по интеллекту, уровню кругозора он на голову превосходил многих своих коллег. У него была феноменальная память, даже за несколько недель до смерти мог прочитывать по 300-400 страниц – и все помнил.
А нелюбовь связана, скорее, с тенью 1930-х годов, упавшую на всю историю органов госбезопасности, в том числе и на Андропова, который при Сталине приходил на место тех, кого расстреляли. То, что при нем чекисты «вязали» людей в бане или в кино – скорее, миф. С другой стороны, при нем выпускалась самая дешевая в Союзе водка, которую назвали «андроповкой», — ее до сих пор вспоминают с удовольствием...
Andropov1_121-63

Генсек ушел, Древлянка осталась

— Как вы оцениваете работу Андропова в должности секретаря комсомола Карелии? Что хорошего он сделал для республики?
— С подачи Андропова, в 1941 году, в Карелии начались народные лыжные праздники, он поставил всю республику на лыжи, а комсомольцы-лыжники Карело-Финской ССР занимали первые в Союзе места по всем показателям.
Андропов сам был моряком и два года ходил на пароходе, и при нем в 1940 году было организовано шефство над Северным флотом. А самый главный корабль Северного флота, который сейчас называется «Петр Великий», до 1993 года назывался «Юрий Андропов».
В книге есть документ, в котором первый секретарь партии Куприянов говорит о том, что обо всей работе подпольщиков Карелии в годы войны знали три человека: сам Куприянов, работник ЦК Иван Власов и Юрий Андропов, который лично подбирал и придумывал легенды подпольщикам, а иногда и спасал после войны тех из них, кто оказывался в лагерях после немецкого плена.
В 1950 году решался о том, каким быть вокзалу в Петрозаводске. Уже был режим по экономии средств, и Москва сказала «нет» представленному проекту: будете строить типовой вокзал, как в украинском городе Конотопе. Сравните: в книге есть фотографии этого вокзала и нашего, который стал символом города. Именно Андропов отстоял этот проект.
Считаю, что памятник Андропову надо было поставить не в центре на одноименной улице, а на Древлянке. В марте 1983 года на уровне высшего советского руководства было принято постановление об ускоренном жилищном и коммунально-бытовом развитии Карелии. На 7 лет (1984—1990) выделялись гигантские средства. В Карелию приехали строители со всей страны. И под это постановление был построен микрорайон Древлянка и частично – Кукковка. Правда, через 1,5-2 года после смерти Андропова эту программу свернули. Но дома-то с тысячами квартир остались!

Andropov122_288-153
Ностальгии нет

— Видите ли вы какие-то сходства в методах управления государством во времена Андропова и сегодня?
— Конечно, если помнить о том, кем были по профессии Андропов и нынешний руководитель государства, ведь оба чекисты. Есть масса исследований, которые говорят о том, что Андропов был намерен провести в стране очень серьезные изменения, глубокие и очень постепенные реформы в политике, экономике, жизни общества. Советский Союз мог бы развиваться по китайской модели: под контролем партии дать свободу рыночным отношениям и т. д. Первые подвижки, которые начались при Горбачеве, запланировал еще Андропов, который формально лишь 15 месяцев руководил страной.
Позиция у него была такая: в стране должен быть порядок, дисциплина. Мне кажется, это то, к чему сейчас пришла страна. Несмотря на жесткие где-то методы, нет особых криков о том, что не хватает свободы, демократии. «Закручивание гаек» — это лишь один из рычагов, лежащих на поверхности истории. Но когда говорят, что при Андропове тысячами сажали диссидентов, — это неправда, и об этом говорят цифры.
— Испытываете ли вы ностальгию по СССР?
— Я вырос и сформировался в той эпохе, работал и в горкоме комсомола, и в обкоме партии, и в партийной газете, учился в партийной школе. Когда люди вспоминают о молодости, она видится им в розовых тонах. Было многое, чего современная молодежь не поймет: очереди за колбасой, баночки для майонеза и сметаны нужно было приносить с собой в магазин. Летом в воскресенье выпить с приятелем пива в парке было трудно – пиво было дефицитом! Когда в 1990 году мы создавали газету «Петрозаводск», проблемой было выбить телефонный номер для редакции. Да, в газетах тогда была цензура. Например, нельзя было говорить, сколько в 1983 году в Карелии родилось мальчиков – чтобы никто не сосчитал военный потенциал! Но и сейчас ее не меньше: цензура хозяина, цензура денег (имею в виду заказные статьи). Поехать за границу было все равно, что полететь на Луну. С другой стороны, люди были уверены, что они и их дети будут накормлены, что дадут путевку в пионерлагерь или санаторий, что им бесплатно (правда, на плохой бормашине) вылечат зубы.
Сейчас жизнь в корне другая, сравнивать невозможно, государство минимально участвует в его жизни – образовании, культурном наполнении. Человек должен сам отвечать за себя. Ностальгии нет. Но нельзя и пачкать все, что было. Нужно помнить историю. Для современных школьников Андропов – все равно, что для меня Иван Сусанин, многие и о Ленине не слышали. Поэтому я и написал книгу.
— Кто бы вам был интересен из героев сегодняшнего дня?
— Люди государственного плана, например, Шойгу. Многие ругают Бориса Ельцина, и я тоже готов его ругать, но мне интересна его трансформация от «свердловского», харизматичного, до человека, приведшего страну к краху.
Самая большая мечта – сделать небольшую книгу о жене Рихарда Зорге Екатерине Максимовой, которая жила в Петрозаводске. Это человек трагической судьбы, который заслуживает памяти.
Марина КИВИРЬЯН

 

Комментарии

  1. написано Июнь.15.2014 в 6:39 пп

    Глен

    Ну да, Андоропов. Когда Гленн Миллер поменялся с местами с Андроповым. А сам Андропов стал Андороповым и тихо жил в Петрозаводске.

    Про Антилла бы кто написал, говорят, загадочная личность, особенно в последние годы жизнию

Добавить комментарий

 


Июнь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  

Наш опрос

Лично Вы рады возможному присоединению Крыма к России?

Смотреть результаты