Выборы закончились, инаугурация состоялась, и можно поговорить об итогах основного политического события в регионе за последние 15 лет.
Главным можно считать то, что жители Карелии действительно выбрали себе нового руководителя. И выбрали – честно, если понимать под честностью, конечно, соблюдение российского законодательства. Но иного инструмента для определения честности голосования, пожалуй, что и нет. Артур Парфенчиков избран большинством голосов. Наблюдатели не зафиксировали серьёзных нарушений, фальсификаций допущено не было.
И всё бы хорошо, если бы не заключительная ложка дёгтя, которую плеснула в эту бочку с мёдом оппозиция, а повод к которой предоставили чересчур рьяные сторонники Артура Олеговича.
Напомню, что двое из трёх конкурентов– а именно Ирина Петеляева от «Справедливой России» и Евгений Беседный от ЛДПР отказались признавать результаты выборов. На данный момент, это, конечно, пустое сотрясение воздуха. Тем более, что если Петеляева оказалась хотя бы последовательна, и на инаугурацию нового губернатора не пришла, то Беседный, не признавший итоги выборов, как ни в чём не бывало появился на чествовании победителя этих выборов. Согласитесь, это много говорит о принципиальности его позиции.
Однако в случае если у Парфенчикова возникнут проблемы, а они появятся неизбежно, просто потому, что сама Карелия находится в глубочайшем кризисе – тут-то «доброжелатели» про эти заявления оппозиционеров и вспомнят. И неважно будет даже, кто и что сказал, и на чём эти слова основаны. Важно, что они были произнесены, и мина замедленного действия оказалась заложена.
Но надо бы разобраться и в том, а на каких, собственно, основаниях строятся заявления оппозиции? Ту часть, которая говорит про использование административного ресурса можно смело отбросить. Этот самый ресурс, честно-то говоря, используют все российские руководители, идущие на выборы. Раз законодательство дозволяет совмещать избирательную компанию с выполнением должностных обязанностей, значит, люди и будут их совмещать – и никакого нарушения закона или сенсации в этом нет.
Однако, к сожалению, Карелия на этих выборах сумела отличиться и по другому параметру, который на общероссийскую практику списать будет трудно. Я имею в виду «блестящую» инициативу о проведении лотереи с розыгрышем автомобиля среди тех, кто пришёл на избирательные участки. Дело в том, что подобные лотереи прямо запрещены законом, и неудивительно, что и оппозиция, и Центризбирком Карелии тут же отреагировали на соответствующие заявления. Авторам идеи пришлось вносить срочные поправки, чтобы соблюсти все формальности – но по итогам, всё это мероприятие попало и в отчёты независимых наблюдателей (того же «Голоса», на чьи выводы, пусть и неофициально, но обращают внимания и в ЦИК РФ, и в прочих высоких кабинетах), и в заявление оппозиции о непризнании итогов выборов.
Самое смешное, что очевидно – никакого принципиального воздействия на явку избирателей это лотерея не оказала, став типичным «самострелом». Авторы и организаторы идеи оказали «медвежью услугу» Артуру Олеговичу, который уверенно и без всяких проблем, победил бы в первом туре без этих ухищрений – и за которым теперь эта история будет тянутся ни один год.
Неизвестно, кто в точности решил помочь Парфенчикову, и какими соображениями руководствовался. Злые языки говорят, что корни идеи уходят в кабинеты петрозаводской мэрии, а инициатором лотереи была явно не городовой менеджер Мирошник, а те же люди, что пытались запустить процесс придания Петрозаводску столичного статуса. С аналогичной целью – повысить явку.
В результате – почти идеально чистый и прозрачный процесс голосования оказался замутнен странной историей, едва не приведшей к нарушению российского законодательства. В дореволюционной России такое явление определяли, как «усердие не по разуму». И это еще – наилучшее объяснение случившемуся. Наихудшее – додумайте сами.
Сергей Авишев, политолог, председатель Союза работодателей Петрозаводска