Кай Бремер – первый западный фотограф, побывавший в Советской Карелии в послевоенное время. В конце 70-х начале 80-х годов прошлого века он совершил пять поездок, в которых собирались материалы для репортажей в газете «Хельсингин Саномат». Снимать было можно только там, где разрешали. О выставке и работе фотографа написал финский портал «Yle».
— Не было такого, чтобы я куда хотел, туда и ехал. У нас была государственная машина. Водитель. Всегда три-четыре сопровождающих человека, — вспоминает Бремер.
Одна из фотографий так и называется «Политруки на пляже в Терийоки». Бремер и его коллега журналист Сакари Мяяттянен очень хотели, например, побывать в Валаамском монастыре, однако, на многочисленные просьбы им отвечали «нет».
— Мне приходилось много снимать там, где я не хотел снимать, — признается фотограф, — например, на заводах, куда нас специально привозили.
И все же, несмотря на строгий контроль со стороны «политруков», Бремеру удалось сделать серию портретов настоящих простых людей, а не массовки.
— Во многих местах люди думали, что я милиционер, который поймал их за каким-то занятием, поэтому они махали руками, чтобы я ушел. Но когда я объяснял, что я финский фотограф, они кивали головой: «Да, да».
Бремер вспоминает, что местные жители отличались большим гостеприимством. Посещение домов неизменно сопровождалось накрытым столом и, конечно же, спиртными напитками.
— Да, водка была всегда. Постоянно надо было пить за финско-советскую дружбу!
Добавить комментарий