… Наблюдаю за тем, как родители стоят днем и ночью в импровизированной очереди, чтобы записать своих детей в 1-й класс. Вспоминаю собственные волнения в связи с этой процедурой, которую мы проходили со старшим 8-летним ребенком, и «предвкушаю» будущее, когда подрастет младшая дочь, которой сейчас нет и двух лет. И поражаюсь тому, что эта проблема никак не может разрешиться – уже и электронную очередь попробовали, не помогло. Техника подвела, всё сломалось. Теперь обещают, что к следующему году починят – и вот тогда уже порядок точно наступит. Однако что-то мне подсказывает: не наступит. Поскольку взялись решать проблему не с того конца.
Откуда у нас такие безумные очереди в первый класс, с учетом того, что мест в школах города – достаточно? Даже чуть больше, чем надо, судя по количеству будущих первоклассников. Сказывается, конечно, неравномерность расселения петрозаводчан – город раскинулся широко, и где-то, как к примеру, на Древлянке, растут целые кварталы новых многоэтажек, и здешняя образовательная инфраструктура просто не рассчитана на прием такого количества новых учеников, а где-то, наоборот, остались в основном пожилые люди, не испытывающие нужды в школах и детских садах. И это уже вопрос к градостроительной политике местной власти и вообще умению стратегически планировать развитие города на хоть сколько-нибудь длительный срок.
Однако, на самом деле, по моему мнению, корень проблемы даже не в отсутствии вменяемой стратегии развития Петрозаводска – причина в том, что все (большинство во всяком случае) родители хотят отдать своих детей в приличную школу. Чтобы они учились в приличных классах, им преподавали приличные учителя, чтобы они дружили с приличными детьми, и аттестат на выходе получался тоже – приличный. И такие приличные школы в городе есть – не буду их перечислять, достаточно вспомнить те учебные заведения, у ворот которых несколько суток подряд дневали и ночевали родители. При этом школ в городе гораздо больше, и далеко не во все стоит такая очередь.
Удивительный воспитательный эффект для первоклассника должен давать этот опыт записи в 1-й класс. Разумеется, сами дети в очередях не стоят, но ведь разговоры-то они дома слышат! Видят, как папа уходит в ночь сидеть в машине, как мама ругается по телефону и строит интриги, дабы удержать свой номер в очереди, запоминает, наконец, как на семейном совете ему торжественно сообщают, что он устроен в лучшую школу! И хорошо еще, если обойдется без намеков, что кому-то чего-то за это пришлось «дать на лапу»…
А ведь все эти действия – это как раз культивирование неравенства, воспитание в детях с самых малых лет представления о том, что есть люди – приличные, а есть не очень приличные, есть элита, а есть – серая масса, и ради того, чтобы попасть в элиту, хороши любые средства. А потом мы удивляемся рассказам про «мигалки» чиновников и равнодушие властителей к жизни простого человека! Закладывается-то такое отношение, как и прочие нравственные установки – именно в детстве.
При этом нелепо осуждать и родителей, которые стремятся дать своим детям самое лучшее.
Что же делать?
А почему бы в данном случае не обратиться к опыту соседней Финляндии?
Вы слышали когда-нибудь о финских родителях, которые месяц ночевали в автомобиле у порога школы? Приходилось ли читать во всех СМИ как про серьезнейшую проблему – устройство детей в учебное заведение?
Нет, конечно. И ларчик открывается просто – в Финляндии все школы приличные. Конечно, у них есть некоторая конкуренция между собой. Безусловно, в одной школе компьютеры могут быть новее, а учителя более статусные. Но в целом эти различия невелики и непринципиальны.
Все школы – а не только признанные лучшими – получают одинаковое внимание со стороны администрации. Все школы хорошо финансируются, и проблемами каждой из них озабочен муниципалитет в целом. Все школы по своей материально-технической базе «выравнены» — и это выравнивание идет по лучшим, а не худшим образцам.
Вот чем должна заниматься местная власть, вот какую проблему решать. У нас не должно быть 10 элитных, 10 хороших, 10 посредственных и 10 ужасных школ на территории одного города. У нас должны быть 38 хороших, 1 выдающаяся и 1 отстающая, которая уже на следующий год перейдет в разряд «хороших» школ. И тогда не будет этой ужасающей и абсолютно постыдной давки за знаниями.
Мария Авишева
Секретарь регионального отделения политической партии «Молодая Россия»
сантери
И самое главное, чего не было в Петрозаводске. В Финляндии дети закреплены за школами. Свободы в выборе школы (гос или муниципальной) у них нет
Анна
Мария, а в какую школу ходит ваш сын? В приличную?