«Напряжение висит в воздухе»


Экс-петрозаводчанка о том, что сейчас происходит в Симферополе и Крыму, участь которого решится уже в это воскресенье

Не так уж много времени – немногим больше месяца — прошло с тех пор, как я написала, будто жителям Крыма нет дела до Майдана и того, что творится в Киеве.
С тех пор все перевернулось с ног на голову – Крым из стороннего наблюдателя превратился в самого активного поставщика новостей из Украины. Пока еще Украины.

Друзья из России и Финляндии каждый день мне пишут: «Ну как вы там?»; мама звонит, волнуется, пытается пересказать мне страшилки про Крым, которые увидела по телевизору. Говорю ей: «Мама, ну я же здесь живу, мы своими глазами видим, что происходит», а в ответ: «Так вам, небось, всего и не говорят!».
Вполне возможно, мы и правда ничего не знаем (в отличие от российских СМИ, которые расписали жизнь крымчан на годы вперед). Но, по крайней мере, тем, что вижу и слышу, могу поделиться.

В Симферополе очень сильно чувствуется общее напряжение, оно висит буквально в воздухе. Особенно сильно это ощущается на контрасте с расслабленной и спокойной Одессой, куда я ездила на выходные.
В Одессе за два дня я ни разу не слышала разговоров о политике, в местных заведениях крутят Fashion TV, кредитные карты принимают к оплате везде и на любые суммы.
Симферопольцы целыми днями слушают и читают новости, обсуждают их на улицах и в общественном транспорте. Во многих кафе перестали принимать к оплате карты; в магазинах пока еще принимают, но с ограничениями – например, в супермаркете «Фуршет» по кредитке ты можешь купить товаров не больше чем на 200 гривен (800 рублей).


Я не замечала на улицах Симферополя танков (хотя БТРы действительно были, их видели мои знакомые буквально у себя под окнами), не застала и стрелков, расположившихся на крыше Рады (хотя у меня нет повода не доверять фотосвидетельствам).
В поезде «Одесса-Симферополь», в котором я ехала, рано утром нас разбудили люди в масках и с автоматами: «Проверка документов!». Загадочные автоматчики действительно очень вежливые, я бы даже сказала, приветливые, по стилю общения больше похожие на хороших администраторов, чем на военных. У некоторых проверяли не только паспорта, но и сумки. Глядя на мой краснообложечный российский (у украинцев – синий), усмехнулись: «Красивый паспорт!».

Свободный въезд в Крым для автомобилистов закрыт – машины останавливают и тоже проверяют. Например, мой знакомый, который недавно переехал из Евпатории в Киев, приезжал на выходные по рабочим делам – да, говорит, всех проезжающих на блок-посту шмонают.

Странным образом притихли татары (крымские татары – не такая уж и многочисленная, но хорошо объединенная и активная общественная сила). В первые дни крымской заварухи именно татары вели себя активнее всех, вступали в драки на митинге, и настроения у них были антироссийские. И буквально на следующий день их стало не видно, не слышно. Ходят слухи, что Чубарову (главе Меджлиса, объединения крымских татар) позвонил лично Кадыров и велел не высовываться. Правда, запись телефонного разговора, вопреки новой моде, в сеть никто не выложил. Но татары действительно затаились, митингов и шествий не устраивают, хотя Чубаров и критикует публично законодательные акты, принятые новопровозглашенным правительством Крыма, и призывает бойкотировать референдум.

Гуляет по городу и такой слух-страшилка: в дверь звонят, представляются членами избирательной комиссии, и просят показать паспорт. Перед выборами ведь бывает такое, правда? Но тут на глазах у изумленной публики паспорт рвут. На вопрос «А зачем это стали бы делать?» мне отвечают коротко: «Провокаторы».
В такие вещи я не очень-то верю, в том же поезде наслушалась и побредовее: якобы Америка уже захватила Польшу, чтобы тайно управлять Украиной; а на Майдан Запад шлет «чай с наркотиком»: приходишь в полевую кухню чайку попить – и все, ты уже зомби.
Но двери на всякий случай никому, кроме мужа, не открываю.

Часть местных теле- и радиоканалов прекратили вещание (разумеется, не по своей воле); на радио ГТРК «Крым» выходят новости от радиостанции «Маяк». По телевизору идет очень агрессивная агитация – конечно же, за отделение Крыма от Украины и вхождение в состав РФ. Правда, плакатов, как на гуляющей по сети фотографии из Севастополя, на наших улицах я не видела.

Референдум будет еще только в воскресенье, но все уже говорят об отделении Крыма от Украины как о решенном вопросе. Крымское правительство (наверное, только ленивый не посмеялся над тем, что в эти фантастические дни Крымом рулит человек с фамилией Аксенов, а и.о. прокурора Севастополя назначен Пилат) игнорирует указания из Киева и без конца дает пресс-конференции.
Кое-кто уже подсчитывает, какие социальные льготы и дополнительные выплаты получит от нового – российского — правительства. В ночном поезде – в плацкартном вагоне не обошлось, конечно же, без выпивающих «на дорожку» — я слышала тост: «Чтоб Путин жил 100 лет!».


Но в последние дни все чаще можно услышать сомнения: «А кто сказал, что Россия примет Крым в свой состав?». Это соображение лично мне кажется очень разумным. Я с самого начала не могла понять – почему это крымчане голосуют, хотят они в Россию или нет, а самих жителей России никто не спрашивает?
Наш Президент – не самый предсказуемый в мире персонаж. То он внезапно разводится, то – так же неожиданно – освобождает Ходорковского. Даже с Олимпиадой не облажались, что уж вообще против всех прогнозов. Вполне допускаю, что и сейчас, когда его уже объявили Новым Гитлером, только и мечтающим присоединить к себе весь мир, он возьмет и скажет: «А вот пусть россияне решают, нужен нам Крым или нет».

Как россиянка, я, конечно, против – разделяю мнение, что, кроме кучи внутренних и внешних проблем, Россия ничего от этого присоединения не получит.
Но как житель Крыма – думаю, что в случае отказа Кремля Крыму просто крышка. Проситься обратно в состав Украины – совсем уж смешно и жалко. А в независимый и при этом процветающий Крым я что-то не верю; все-таки Аксенов (не тот, что глава Крыма, а тот, что известный писатель) написал фантастический роман, у которого, к тому же, грустная концовка.

Впрочем, до референдума еще есть несколько дней, и я всегда любила жизнь за ее неожиданные повороты. Ну кто прошлой осенью верил, что на выборах — пусть и региональных – могут победить оппозиционеры, а не члены «Единой России»? И вот вам пожалуйста: Ширшина стала мэром в Петрозаводске, Ройзман в Екатеринбурге.
Кто знает – пока мы тут мысленно пилим Крым, вдруг его жители возьмут и захотят остаться в составе Украины, и фальсификаторы ничего не смогут с этим сделать?

Мария Кузнецова,
Симферополь

 

Добавить комментарий

 


Август 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Наш опрос

Лично Вы рады возможному присоединению Крыма к России?

Смотреть результаты