• Cheap Clomid Generic Us
  • Cheap Celebrex Generic Us
  • Cheap Diflucan Generic Us
  • Cheap Lexapro Generic Us
  • Cheap Levaquin Generic Us
  • Cheap Noroxin Generic Us
  • Cheap Valtrex Generic Us
  • Cheap Benicar Generic Us
  • Cheap Dapoxetine Generic Us

Ремонт кабинетов или ремонт власти произойдёт в Петрозаводской администрации?

Читаю статьи и комментарии о состоявшихся выборах в Петрозаводске и смущаюсь: отчего такой восторг и захлеб? Где такая уж сенсация? Откуда всплыли в таком розовом качестве надежды на новую, лучшую жизнь?..

Если бы у меня был регулятор, я бы прикрутил немного восторг. Он мешает думать. А подумать есть о чем. Например – о том, что, собственно, изменилось-то?

Нет, я еще понимаю, если бы в руках у мэра Петрозаводска была реальная власть, реальные бразды правления. Но годы мэрства Николая Ивановича Левина наглядно и зримо показали всем, что это совсем не так. Что мухи у нас – отдельно от котлет. Статусная должность – отдельно от управленческих и распорядительных полномочий…

Вот сижу и мучительно пытаюсь вспомнить: а чем запомнилась нам деятельность мэра Левина хотя бы за последний год до предвыборной кампании? Сажал деревья. Перерезал алые ленточки. Встречал какие-то делегации… Что еще? Ах, да! Нельзя не вспомнить обошедшую весь интернет скабрезную фотографию мэра с дамой на последнем банкете по случаю Дня города.

И если мы ждем перемен именно в этой деятельности, то да. Наверное, мэр Ширшина будет гораздо элегантнее сажать деревья, аккуратнее разрезать ленточки. И уж, тем более, дам пониже спины хватать она не станет!

Это, конечно, радует. Но таких ли перемен мы хотели? Ради этого ли потратили столько бюджетных миллионов на выборы?..

От того, что в результате выборов в кабинет мэра вселится новый человек, изменится только сам кабинет: в нем опять сделают ремонт и поставят новую мебель. Но состоявшиеся выборы не решили по существу самый главный вопрос – вопрос о власти. Власть в Петрозаводске (пока, по крайней мере) находится ровно в тех же руках, в которых находилась все последние годы. Эту власть Галине Ширшиной и ее команде (если таковая, вообще, имеется) никто на блюдечке не принесет. И не исключено, что брать ее придется в тяжелой кровопролитной войне. Готова ли к этой войне Ширшина? Не знаю. Пока что она не рискнула прийти даже на первую после выборов сессию Петрозаводского горсовета…

Всем выйти из сумрака!

К сожалению, состоявшиеся выборы ничего не изменили и в самом принципе исполнения власти в Петрозаводске. Кто-то уже несколько лет подряд называет это «принципом английской королевы». Что, кстати, несправедливо, поскольку у королевы Великобритании и Северной Ирландии – огромный объем полномочий и реальных государственных функций. Кто-то сравнивает это с кукольным представлением. Что мне кажется, излишне уничижительным.

Я бы назвал эту ситуацию «оркестр наоборот». То есть в нормальном театре публика видит только дирижера, а музыканты сидят в оркестровой яме. Мы их не видим и не знаем, но наслаждаемся «продуктом» их совместного труда – музыкой. В нашем же театре под названием «Петрозаводск» музыканты в полном составе толпятся на сцене. Оркестр, так сказать, гремит басами, трубач выдувает медь. А дирижер сидит в яме и старательно делает вид, что не имеет никакого отношения к спектаклю. Более того, сидит он так глубоко, что его не видит не только публика, но и большая часть музыкантов. Что отнюдь не прибавляет слаженности исполнению.

Подлинные герои состоявшихся выборов и скромные авторы победы Ширшиной по-прежнему прячутся за кулисами. И это значит, что в ближайшие годы «оркестр наоборот» еще не раз сыграет нам на бис всю ту же старую песню о главном. А мы, как дураки, будем платить за билеты на этот концерт.

Радоваться тут тоже особо нечему. Пока «темные», то есть реальные действующие лица городского управления не выйдут из сумрака и не примут на себя ответственность за положение дел в городе, мы так и будем жить в зазеркалье.

…Минус, рожица кривая

Так и не решив по существу вопрос о власти в Петрозаводске, прошедшие выборы в несколько новом свете поставили этот вопрос на уровне республиканском. У петрозаводских выборов с некоторых пор наблюдается такой «побочный эффект».

Вспомним прошлые выборы городского головы, когда карельский истэблишмент во главе с Катанандовым оказался совершенно бессилен перед уверенно шедшим во власть Алихановым. Кремлевской администрации и центральному руководству «Единой России» пришлось вмешиваться и в ручном режиме разруливать ситуацию. Пристраивать Алиханова в сенаторы. Тащить упиравшегося руками и ногами Левина в мэры Петрозаводска. Спасать лицо партии власти. Та история стала началом конца Катанандова как руководителя региона, его «черной меткой». Кремль может многое простить губернатору. Но не утрату контроля над ситуацией в регионе, не демонстрацию слабости.

В этот раз все повторилось, только в еще худшем варианте. Администрация А. Худилайнена и люди, «делавшие» выборы для власти, настолько уверовали в свою мощь и непогрешимость, настолько убедили Москву, что «все под контролем», так очаровались Левиным и так занизили электоральные возможности дуэта Слабунова—Ширшина, что не оставили Москве ни времени, ни пространства для маневра и вмешательства. До такой степени недооценили организационную энергию Попова, что не сочли нужным даже вести с ним разговоры. А Попов был готов к переговорам, торгу – и транслировал эту готовность «наверх» через нескольких посредников. Не снизошли. И получили.

Не надо особо напрягаться, чтобы выяснить, как Москва трактует то, что получилось. Как говорят в армии, это залет. И не потому даже, что кого-то там всерьез волнует судьба Петрозаводска. А потому что не было исполнено «высочайшее решение»: мэром Петрозаводска должен стать выдвиженец партии власти и ставленник Главы республики. Это решение было осознанно принято, сформулировано и доведено до руководства Карелии. И не исполнено! А с теми, кто не хочет или не может исполнять решения Сами-Знаете-Кого, в России разговор короткий.

Подливают масла в огонь либеральные СМИ России, которые уже вовсю лепят из Ширшиной этакого Давида, победившего Голиафа. А Петрозаводск представляют как «островок свободомыслия», разрушающий «вертикаль власти».

Да… Жи-и-ирным минусом будут отмечены эти выборы в послужном списке А.Худилайнена. И не обязательно, что ему дадут возможность исправить этот минус.

Сейчас предпринимаются лихорадочные усилия к тому, чтобы если не справить ситуацию, то хотя бы изобразить удобоваримую для Москвы версию событий. После выборов состоялась встреча Г.Ширшиной с Главой республики А.Худилайненом. Об этой встрече СМИ написали что-то в том духе, что молодой победительнице было предложено «прислушиваться к мнению мудрых и опытных людей». Кто именно в нашей стране имеет исключительное право называться «мудрым и опытным», все понимают. Поэтому я лично не исключаю, что в ближайшее время мы можем стать свидетелями парадоксального и удивительного события: вступления Галины Ширшиной в «Единую Россию».

Этот вариант развития событий устроит всех. Думаю, что В.Попов сегодня был бы готов «сосватать» Г.Ширшину в любую партию, чтобы только вывести ее из-под грозящих политических ударов с разных сторон. Сама Г.Ширшина вроде бы заявила, что не намерена примыкать ни к какой партии, но для нее такой вариант был бы самым удобным и беспроблемным. С другой стороны, это позволило бы республиканской власти если не сохранить лицо, то хотя бы сделать хорошую мину при плохой игре. На эти выборы «Единая Россия» вела многих кандидатов как самовыдвиженцев. Г.Ширшина формально – как раз самовыдвиженка, так что идеально подходит к этой ситуации. Теперь, приняв ее в лоно партии, можно изобразить для Москвы, что как раз так-то все и было задумано. Что история с выдвижением и провалом Левина – это была такая сложная многоходовая комбинация, имевшая целью привести в мэрию «свою» самовыдвиженку Ширшину.
Поверят ли в эту версию, сказать не берусь. Надо будет – поверят. «Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад…»

Ребята, давайте жить дружно?

Обращает на себя внимание, что «политические тяжеловесы» Карелии, а также руководители региональных отделений парламентских партий пока совсем не комментируют итог петрозаводских выборов. Или комментируют очень скупо. Я попытался поговорить с основными участниками политического процесса о том, какими они видят свои взаимоотношения с новым мэром и его командой? Есть ли точки соприкосновения, пути к сотрудничеству? Но, признаться, ничего вразумительного не добился. Если не считать дипломатических фраз: «Сотрудничество – ну конечно… Как же…»

Причина этого дипломатического умолчания, в общем, понятна. Конечно, никто не придал никакого значения странному заявлению Главы республики, распространенному пресс-службой в день выборов: мол, теперь-то в Петрозаводске закончатся усобицы и распри, и начнется дружная и слаженная работа. Это прекраснодушие в стиле Кота Леопольда, видимо, можно расценить как результат крайней растерянности при виде электоральной катастрофы Левина.

Современные политики – люди практические и прагматичные. «Сотрудничество» как таковое для них – пустой звук. Фигура речи. Они ждут от нового городского головы действий, в соответствии с которыми они и будут выстраивать свои взаимоотношения с ним. Действий и решений, которые можно назвать политическими «маркерами», лакмусовыми бумажками, которые ясно покажут, что за власть пришла.

Например – кадровых решений в городской администрации. Кто с какого поста будет убран, кем заменен. Заметным «маркером» тут станет, например, дальнейшая судьба первого заместителя мэра О.Дежурова, в недавнем прошлом – советника и особо доверенного лица губернатора. Размышляя логически, Дежурова должны вежливо, но быстро «попросить». Хотя бы потому, что любой нормальный руководитель захочет видеть первым замом человека, которому может доверять он сам, а не кто-то другой. И наоборот, если бы Дежуров усидиел в своем кресле – это было бы политическим реверансом А.Худилайнену и знаком определенного курса, взятого мэром.
Или вот многие политики считают, что Э.Слабунова логично впишется в должность первого зама, учитывая ее роль в избрании Ширшиной мэром. С другой стороны, скептики говорят, что для Слабуновой было бы чистым безумием ради хлопотной и рискованной муниципальной должности расставаться с депутатским мандатом и возможностью еще четыре года спокойно сидеть в Законодательном Собрании, не обременяя себя ответственностью…

В реальности последние кадровые движения в мэрии, кажется, говорят нам о том, что произойдет, так сказать, смена фасада, декорации, но сама действующая система управления городом никак не изменится. Я почти уверен, что в ближайшее время потеряют свои посты первый зам. О.Дежуров и заместитель главы Администрации, председатель комитета социального развития Л. Подсадник. Их уже заставляют писать «обяснительные» о том, где они были в то или иное рабочее время, то есть активно подводят к увольнению.

Следом за ними в очереди на увольнение, мне кажется, стоят заместитель главы Администрации, руководитель аппарата Н. Азарова, заместитель главы Администрации, председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства В.Кремнев и заместитель главы Администрации, председатель комитета экономики и управления муниципальным имуществом Е.Фрейдин. В принципе, этим могут и ограничиться. Все остальные с большой вероятностью останутся на своих местах, консервируя собой сложившуюся систему управления.

И думаю, что главным «консервантом» и гарантом незыблемости системы станет известный в Петрозаводске Е.Журавлев, который недавно был вынужден оставить пост первого зама мэра Левина в связи с уголовным преследованием. Не исключено, что теперь он снова готовится занять формально вторую, а фактически – первую должность в системе городской власти.

Короче, тут будет интересно. Посмотрим это кино вместе.

Кроме кадрового, подобных «маркеров» много. Например, как и с какой степенью остроты новое городское руководство будет ставить вопросы межбюджетных отношений?
Как оно захочет отредактировать готовящийся законопроект о придании Петрозаводску столичного статуса?

Как будет выстраиваться арендная политика города?

Кто конкретно и как будет контролировать муниципальные предприятия – а это основные маршруты, по которым гуляют городские финансовые потоки?
Как и в чью пользу будут расставляться приоритеты при проведении муниципальных конкурсов?

Какова будет политика в земельном вопросе? Будет ли проведен серьезный аудит городских земель? Будут ли пересматриваться и расторгаться договоры с теми, кто в былые годы набрал в аренду огромные массивы городских земель и не использует их?
Окоротят ли аппетиты мафии ЖКХ, которая держит за горло весь город?
И так далее. Согласитесь, эти «маркеры» будут интересны не только политикам, но и нам, жителям города. Станем ли мы «жить дружно» c мэрией – будет зависеть от ответов на эти и многие-многие другие вопросы. Ждем-с.

Вопрос об оппозиции

Увлекшись потешной предвыборной суетой в Петрозаводске, публика и пресса почти совсем без внимания оставили муниципальные выборы. А зря. Кроме мэра Петрозаводска, 8 сентября в Карелии замещалось 1160 других выборных должностей в местном самоуправлении. Это депутаты районных и поселенческих советов, главы муниципальных образований и поселений.

Именно тут – на уровне поселений – тихо и незаметно разворачивалась главная политическая коллизия 2013 года. И чтобы понять эту скрытую драму, давайте мысленно вернемся в июнь этого года, когда Законодательное Собрание Карелии обсуждало и принимало Закон о выборах Главы республики.

«Рамочный» закон о выборах глав регионов был принят на федеральном уровне и спущен в регионы для адаптации к местным условиям. Одной из «опций», подлежащих местному регулированию, в рамочном законе был так называемый «муниципальный фильтр». То есть каждый кандидат на должность главы региона по закону теперь должен пройти не только процедуру выдвижения политической партией избирательным объединением или организованной группой граждан, но и заручиться определенным количеством подписей депутатов советов местного самоуправления. Какое именно количество подписей местных депутатов надо при этом собрать – это-то и разрешили определить на местах, в регионах.

Иезуитский характер этой нормы закона очевиден. «Муниципальный фильтр» был задуман как один из способов самосохранения власти и введен в законодательство стараниями партии власти. Видя падение собственных рейтингов в крупных городах и колебания электоральных настроений, партия власти прикрыла свои тылы российской глубинкой, обоснованно полагая, что депутатский корпус на уровне районов и поселений более управляем. И дала возможность свои товарищам по партии в регионах установить такой размер «муниципального фильтра», чтобы отсечь оппозиционные силы и партии от выдвижения кандидатов на пост главы региона.

«Единая Россия» в Карелии уловила этот сигнал. Обсуждение законопроекта о выборах Главы республики в Законодательном Собрании было весьма бурным. Естественно, оппозиционные партии настаивали на установлении минимального размера «муниципального фильтра», но фракция «Единой России» сделала все, чтобы протащить в закон этот фильтр в размере 7 процентов общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления в Карелии. На тот момент расчет «единороссов» был верен: им собрать подписи 7 процентов местных депутатов – раз плюнуть. А ни одна другая партия просто не имела такого количества своих депутатов в местном самоуправлении.

Продавили, проголосовали, приняли, доложили в Москву: мол, в Карелии все под контролем, никаких неожиданностей на выборах Главы республики не будет.
А теперь оценим элегантность хода карельской политической оппозиции, прежде всего «Справедливой России». Практически проигнорировав предвыборную драку в Петрозаводске, оппозиция пошла в районы, на выборы муниципального и поселенческого уровня. И выступила довольно мощно. Районы Приладожья, Пряжа, Сегежский, Медвежьегорский, Пудожский районы в результате состоявшихся выборов существенно изменили политическую окраску. Эта перемена пока не бросается в глаза, ее значение нам еще предстоит оценить.

Со ссылкой на ЦИК Карелии в СМИ опубликованы результаты партийного участия в местных выборах. Эти цифры пока не окончательны, они будут корректироваться но несущественно. Наибольшее число голосов, конечно, получила партия «Единая Россия» (640 депутатских мест). Однако представители «Справедливой России» получили 80 депутатских мандатов. «Яблоко» – 57, КПРФ – 19, ЛДПР – 11 и молодая партия «Гражданская платформа» – 6.

О чем нам говорят эти цифры? О том, что старания партии власти по введению муниципального фильтра на выборах Главы республики были напрасны. Например, «Справедливая Россия» (с учетом уже имевшихся у нее депутатов в местном самоуправлении) обеспечила себе возможность преодолеть «муниципальный фильтр». А кооперация с другими оппозиционными партиями еще более облегчает эту задачу. И это означает, что выборы Главы Карелии теперь могут снова стать альтернативными. Что оппозиционные политически силы стали не бутафорским, а реальным политическим фактором в Карелии.

Таким образом, состоявшиеся 8 сентября выборы в Карелии не решили пока вопрос о власти, но решили вопрос об оппозиции. И поствыборные взаимоотношения власти и оппозиции в Карелии не сведутся только к ремонту кабинетов.

Максим Тихонов
Оригинал публикации http://politika-karelia.ru/?p=11850

 

Добавить комментарий

 

Недавнее

  • Пьяный водитель пытался пересечь границу между Карелией и Финляндией
  • Дети на фестиваль «Воздух Карелии» смогут прийти бесплатно
  • В Петрозаводске отключение горячей воды переносится с июня на июль
  • Финны призывают не включать карельскую молодежную организацию в список иностранных агентов
  • Федеральный телеканал вновь рассказывает о «черных лесорубах» Карелии
Июнь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  

Наш опрос

Депутаты Госдумы предложили перенести памятник Ленину в Петрозаводске из центра на окраину

Смотреть результаты