Нужны ли Карелии вепсы?

131

Каковы перспективы у малочисленного народа

По последней переписи населения вепсов представителей одного из коренных народов Карелии насчитали порядка шести тысяч человек, и это – почти в два раза меньше, чем по итогам предыдущей переписи. Есть ли у малого народа будущее? Об этом мы спросили известного вепсского поэта и журналиста Николая Абрамова.

Как и по всей стране
— Николай, как, по-вашему, почему вепсов становится меньше? И каковы особенности этого народа?
— Один финский профессор сказал, что вепсский язык – это финно-угорский санскрит, то есть, следуя его логике, вепсов можно считать прародителями других народов – финнов и карелов. Само слово «вепс», или, как писали в летописях, «весь», переводится как «вода». Вепсы всегда селились по берегам рек и озер, поэтому и основное их занятие было связано с водой. Они больше занимались не охотой или земледелием, а рыболовством.
Что касается уменьшения численности вепсов, то тенденция не только малочисленных народов, но и общероссийская проблема. И происходит это по общим для всех причинам, прежде всего – экономическим, проблемы – те же, что и у всей страны. Я только что вернулся из своей родной деревни Ладва в Ленинградской области, где провел 12 дней зимних каникул. Состояние деревни – ужасное. В Ладве 140 домов, это большая деревня. Когда-то там было две фермы, двести коров, люди не стремились уехать в город. Теперь зимой здесь живут всего 40 человек. Дорог нет. Работы, кроме как в магазине и доме культуры, тоже нет. Непонятно на какие деньги (ведь они не работают!) мужики ежедневно пьют. И понятно, что это касается не только вепсских деревень, но и всей России в целом.

Дети не закончились?
— Представители карельского народа строят в Пряжинском районе дом родного языка. А что делают для сохранения своего народа вепсы?
— В плане культурном и литературном вепсы очень активны. Вот, например, в конце прошлого года состоялась презентация книг на вепсском и карельском языках, изданных при поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации. Среди них, кстати, и книги для детей.
— А вы уверены, что дети будут их читать и деньги республики не окажутся выброшенными на ветер?
— Да, но с детьми у нас проблема. Я смотрел одну телепередачу, в которой представительница вепсского народа сказала: «Была у нас раньше большая деревня, а потом дети закончились». Но, если серьезно, вепсский язык сегодня детям преподают – и в финно-угорской школе Петрозаводска, и в Шокше, и в Шелтозере, и в Рыбреке. Раз есть дети, которые учат язык, значит, будет кому читать детские книги на вепсском. «Деньги на ветер» — так ведь можно сказать о любой библиотеке, раз она не приносит прибыли. Издание книг на родных языках, прежде всего – повышение культурного уровня, попытка сохранить язык и заинтересовать им.
— Существует мнение, что народы появляются и исчезают по не зависящим от них причинам. Может быть, и не нужно бороться за сохранение вепсского народа?
— Еще сто лет назад один из финских исследователей написал, что вепсы исчезнут через два-три десятилетия. Однако прошел целый век, а мы до сих пор поднимаем этот вопрос. В мире постоянно идут необратимые процессы – исчезают и языки, и народы. Одни оказываются более жизнеспособными, другие – менее. Но я уверен, что никогда не получится сделать так, чтобы все говорили на одном языке, например, на английском, и стали гражданами мира.
Кричать о том, что мы исчезаем, — это вряд ли поможет. Важнее конкретные дела – так же литература, которая ну никак не хочет исчезать. У вепсов на 6 тысяч человек очень большой процент пишущих людей, среди них очень хорошие и известные писатели – Нина Зайцева, Анатолий Петухов из Вологодской области, петрозаводский поэт Олег Мошников. Некоторые из вепсов не являются носителями языка, но все равно интересуются корнями, пытаются изучить язык, занимаются переводами.

Независимо от власти
— А что делают официальные ведомства для сохранения вепсов?
— Я не являюсь поклонником нашей власти, но могу сказать, что в отношении национального вопроса она ведет себя довольно прилично, понимая, что Карелия должна обладать собственными чертами, иметь свои неповторимые бренды.
Чтобы сохранить вепсов, должна в кроне поменяться государственная политика и должна выйти на новый уровень экономика. Ведь «дети кончились» не потому что кто-то не хочет делать маленьких вепсов, а потому, что выжить в наше время, тем более в деревне, крайне сложно. Вот в Норвегии, например, численность саамов не только не уменьшается, но и растет. Потому что там для них как для представителей коренного народа созданы соответствующие условия, работают разные льготы и преференции.
Хотя, как показывает практика, и в России региональные власти могут кое-что решать. В Ленинградской и Вологодской областях вепсы из мест компактного проживания имеют право на досрочный выход на пенсию и дополнительные пособия. В Карелии есть преференции для коренных народов в части охоты и рыболовства, дополнительные деньги получают и преподаватели национальных языков.
У вепсского народа есть свои источники информации – продолжает выходить газета «Кодима», в которой публикуются материалы и на вепсском, и на русском языках. Закрывать ее не собираются. А перед новым годом на ГТРК состоялась презентация нового документального фильма журналиста Ларисы Смолиной о вепсах и их проблемах.
Так что, пока есть люди, говорящие и пишущие на вепсском языке, пока его изучают дети и студенты, пока существуют наши газеты и наша культура, вне зависимости от тех, кто находится у власти, вепсы никуда не исчезнут.

Марина Кивирьян

 

Комментарии

  1. написано January.18.2015 в 11:23 am

    Прохожий

    На самом деле вепсов куда больше, нежели эти 3-4т. человек. Хотя путь и не говорящих на родном языке, но всё же.

    У нас основное население — городское, а город — это смешение культур. Так было всегда.

    Вспомните Старую Ладогу, Корелу (позднее финно-угорское смешалось со славянским населением), Великий Новгород в средние века.

    Вот и Петрозаводск тот же — центр, смешение культур. Просто нужно вести лёгкую пропаганду, возможно, среди тех же предпринимателей.

    Как у славмно к примеру — есть некоторые продукты с карельским названием.

    А ведь вепсов было когда-то больше всех в Карелии. Весь юг, межозерье и почти до Белого Моря. Так что как минимум в трети населения Карелии есть вепсские корни))

  2. написано January.22.2015 в 11:34 pm

    Алексей Конкка

    По ходу надо, кстати, заметить, что последняя перепись была проведена столь чудесно, что даже в МОСКВЕ не досчитались четверти населения, а что говорить в лесах? Я все думал зачем нужна такая перепись. Теперь понятно: для того, чтобы сказать, что вепсов осталось три, а карел четыре человека. Ну, и так далее...

Добавить комментарий

 
August 2016
M T W T F S S
« Jul    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Наш опрос

За какую партию вы будете голосовать на сентябрьских выборах?

Смотреть результаты