После праздников и новогодних каникул в нашем славном городе, без пяти минут со статусом столицы, и упакованном комфортной городской средой, начался поэтапный, по словам руководства Петрозаводска, переход детских садов на новую систему работы. Теперь три воспитателя будут работать на две группы детишек. В мэрии этот процесс окрестили «оптимизацией» и заверили всех нас, что никаких серьезных последствий это ни для воспитателей, ни для родителей, ну а тем более для детей не несет.
Одним словом, «тишь да гладь, да божья благодать» во исполнение законов и указаний федерального центра. И несмотря на множество вопросов, недовольство работников дошкольных учреждений и родителей воспитанников, благополучно запустили в работу. Очевидно, это нам так комфортную городскую среду начинают формировать. Ну и как обычно у нас заведено, никто не удосужился спросить мнения людей, и вынести этот вопрос на обсуждение широкой общественности и экспертов. Да и зачем, видимо, это надо делать, если нами руководят «крутые специалисты» по вопросам образования.
Что же такое эта оптимизация? В экономике, это процесс определения наиболее выгодных характеристик, соотношений и минимизации расходов, в который входят критерии, изменение коих позволяет влиять на эффективность процессов. Вот давайте рассмотрим, изменение каких критериев в данном случае даст максимальную эффективность системе дошкольного воспитания и образования наших с вами деток.
Я не буду распинаться про теорию дошкольного образования, цитировать классиков, а попробую высказать своими словами то, что я вижу как отец четырехлетнего ребенка, посещающего муниципальное дошкольное объединение. Заодно хочется посмотреть, не придется ли после этих измышлений переводить своего ребенка в коммерческий детский садик.
Итак, насколько эффективно воспитатель, работающий в двух детских группах, сможет осуществить индивидуальный подход к воспитанникам, если ему придется работать с пятьюдесятью детьми, с сотней родителей, не говоря уже о бабушках и дедушках? На мой, весьма далекий от системы образования взгляд, как бы не заметно особой эффективности. Я бы, наверное, не смог даже и в лицо запомнить такое количество взрослых людей, а уж для того, чтобы запомнить имена детей, надо будет бирки как в роддоме надевать.
Получается, что трудиться педагоги будут в две смены (все три педагога поочередно будут 1-2 дня в неделю работать в 2 смены), а в случае болезни хотя бы одного педагога оставшиеся два будут работать в две смены на протяжении неопределенного времени. Это будет напрямую сказываться на результатах, ведь даже самый закаленный человек не сможет работать по 10.5 часов в день в течение нескольких дней, а то и недель. Не стоит забывать, что наши воспитатели в детских садах все же женщины, а не роботы, и у них есть собственные семьи, дети и заботы.
Кроме этого, на мой дилетантский взгляд, видится, что педагог, работающий на две группы не в состоянии охватить все стороны воспитательного и образовательного процесса в обеих закрепленных за ним группах, не сможет полноценно участвовать в различных мероприятиях, конкурсах, подготовке детей к мероприятиям и т.д. Ну а как итог – большая часть работы ляжет на плечи ведущего воспитателя группы, замечу что это при одинаковом денежном окладе. Не приведет ли этот к конфликтам в коллективах, что неминуемо отразится на детях?
При ранее существующей схеме, в которой в группе работали два педагога, у воспитателей была возможность в течение 1,5-2 часов (скажем во время тихого часа) подготовиться к занятиям, составить планирование, обсудить проблемы группы, подготовиться к праздникам, конкурсам, оформить группу и раздевалку, и прочее. При новой же схеме (1,5 воспитателя на группе) педагоги будут лишены такой возможности, так как первая смена заканчивается в 13:20, и с детьми остается второй воспитатель.
В нашей стране рабочая неделя не может превышать 40 часов в неделю. Это общая максимальная норма рабочего времени для всех работников, как постоянных, так временных и сезонных, а также независимо от того, какой у них график.
Учителя общеобразовательных учебных заведений имеют нагрузку 18 часов непосредственно работы с детьми на уроках, остальное время им отводится на подготовку к урокам, написание планов, диагностик, работу с документами и т.д. Так что же получается, что у дошкольного работника практически нет времени на подготовку к занятиям, праздникам и прочему, все отведенные часы они теперь работают с детьми.
Не совсем в этой схеме мне понятны критерии целесообразности, ну а тем более эффективности, которыми руководствуются «специалисты» петрозаводской мэрии. Скорее видится, что в этом процессе присутствует лишь одна составляющая – минимизация финансовых затрат, и проводится она за счет наших с вами детей. Не думаю, что горожане при этом станут платить меньше за садики, все останется как есть. Но что же мы в таком случае получим от этой «оптимизации»?
Быть может надо радикально оптимизировать придумавших всю эту чехарду «специалистов» городской мэрии, расплодившихся в большом ассортименте в стенах здания администрации?! Уверен, что вот как раз результатов этого процесса мы никак не почувствуем, ни сами, ни на своих детях…
Сергей Авишев, председатель Союза работодателей Петрозаводска
Обсуждение3 комментария
Согласна со статьей! Только у нас оптимизация приводит к деградации(( Я, как мама ребенка, посещающего садик, категорически против, чтобы воспитатели работали на износ, ведь от этого сильно пострадает образовательный и воспитательный процесс, усталость повлияет на внимание воспитателей, на их рабочий настрой и настроение вообще, и, как следствие, от этого очень пострадают дети. Дай Бог,чтобы это не привело к повышению количества плачевных ситуаций в садах
Мы все в курсе, что идёт ” Десятилетие детства”, объявленное действующим президентом? Вот с детства и начали…
Полностью разделяю Ваше мнение. Мне кажется это очень хорошая идея. Полностью с Вами соглашусь.