Расстались ни с чем!

1

Заседания Трехсторонней комиссии в Петрозаводске превращаются в бессмысленный ритуал.

В стране – экономический кризис. Людям отчаянно не хватает денег, растёт взаимное раздражение, которое то там, то тут прорывается в акциях протеста. В этой ситуации особое значение имеют те площадки для дискуссии, где друг другу в глаза могут посмотреть представители разных групп нашего общества. В этом смысле крайне удобен формат так называемой Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Она, во-первых, сугубо про экономику, а не про политику, во-вторых, прописана в законодательстве, а, значит, вписана в вертикаль власти и абсолютно легитимна, а в-третьих, за одним столом собираются и профсоюзы, и работодатели, и власть (это и есть те самые три стороны комиссии). Казалось бы, вот та самая площадка, где можно и социальные гарантии обсудить, и про уровень зарплат поговорить, и понять, что надо сделать, чтобы уровень доходов у народа рос, а не как сейчас «оптимизировался».

Увы, но похоже заседания Трехсторонней комиссии в Петрозаводске превращаются в бессмысленный ритуал, который проводится исключительно для галочки. Настолько бессмысленный, что одна из трех сторон уже подумывает о выходе из этого органа, а две оставшиеся обмениваются заявлениями с явно видимой судебной перспективой.

Кто виноват в этом – точно сказать сложно, но очевидно, что за доведение ситуации до абсурда спрос строже с тех, у кого и полномочий побольше. С городской администрации. В конце концов, живут чиновники на те деньги, что уплачивают в виде налогов и работодатели, и наёмные работники, объединенные в профсоюзы.

Именно от лица последних на заседании Трехсторонней комиссии в сторону городской власти и прозвучали обвинения, которые, если они правдивы, звучат почти сенсационно. Профсоюзы устами председателя КРО профсоюза работников госучреждений Ирины Титовой заявили, что городская власть практически полностью ликвидировала профсоюзную ячейку в стенах городской мэрии. На учёте осталось всего 4 человека, остальные под давлением вынуждены были выйти из организации. Если это так, то, значит, был нарушен Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в котором прямо сказано, что «запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности». Да и сама по себе ситуация, когда одна из трех сторон, участвующих в работе Трехсторонней комиссии, в свободное от участия в заседаниях комиссии время последовательно ликвидирует другую сторону, выглядит насмешкой над здравым смыслом. Справедливости ради отметим, что представитель городской администрации Ольга Старикова категорически эти обвинения отвергла, назвав их клеветой. Думается, было бы правильным провести проверку, и понять, кто в данной ситуации лукавит, а кто – говорит правду.

274d7cb330ecb5ffdb4f35ab16f92aec

Впрочем, как выяснилось есть претензии к городской власти не только у наёмных работников, объединенных в профсоюзы, но и у работодателей. Как отметил председатель «Союза промышленников и предпринимателей» Петрозаводска Сергей Авишев, совершенно не понятна роль этой общественной организации в сегодняшней работе Трехсторонней комиссии. Сейчас в «Союз» входит более 160 юридических лиц, однако все они представляют малый и средний бизнес. На предприятиях, где работают зачастую по 3-4 человека, понятное дело, нет профсоюзных ячеек, крупные же муниципальные предприятия Петрозаводска, где профсоюзы традиционно крепки, в состав «Союза» после его перерегистрации в 2013-м году вступать не стали. Призывы подключиться к общей работе в мэрии проигнорировали как при Галине Ширшиной, так и при Ирине Мирошник.

– Множество раз писал и предлагал муниципальным предприятиям вступить в наш «Союз». В этом случае у нас появился бы инструмент, позволяющий сравнивать ситуацию в частных и в муниципальных организациях, мы могли бы эффективно взаимодействовать с профсоюзами в рабочем режиме, вырабатывать некую общую точку зрения при диалоге, как с городскими, так и с республиканскими властями. Наш общий голос, в конце концов, лучше бы слышали. Но, как выяснилось на заседании, все наши обращения и предложения, отправленные за эти 4 года, где-то по дороге потерялись. В этой ситуации я подумываю о том, что не стоит ли нам покинуть Трехстороннюю комиссию вовсе, по причине бессмысленности пребывания в этом органе, – говорит Сергей Авишев.

Он, кстати, добавляет, что от муниципальных предприятий, которые приглашаются к вступлению в «Союз» никто не ждет выплаты членских взносов – это дело сугубо добровольное, поэтому позиция мэрии, не пускающей муниципальные предприятия в состав «Союза», выглядит еще более странно.
Как странной выглядит и сама Трехсторонняя комиссия, превратившаяся из инструмента, который может прямо влиять на уровень жизни и экономическое благополучие петрозаводчан, в обычное чиновничье мероприятие, проводящееся для галочки. Стороны обмениваются репликами, выдвигают взаимные претензии, но ни шаг не продвигаются к решению хотя бы одной актуальной проблемы. Очевидно, что в таком виде комиссия не нужна вообще никому – хотя при этом сам формат общения профсоюзов, работодателей и власти сохранить обязательно нужно.

Пока же можно констатировать: поговорили обо всём, расстались ни с чем.

Алексей Веретенников

473 просмотров

Обсуждение1 комментарий

  1. Александр Лукин

    Удручающая ситуация. Союз промышленников и предпринимателей и профсоюзы это фактически общественные организации – ячейки демократического устройства в государстве. Нужны они власти? Конечно, нужны, но только в том случае если власть народная, то есть тогда когда власть ощущает свою связь, и самое главное зависимость, от народа. К сожалению, свертывание всех форм демократии это общероссийская тенденция, но самое странное, что люди думает, что им не надо объединяться, ни в какие организации, так как власть их всеравно слушать не будет. Вот и получается всё чинно и по старому. Об этом главном ожидании народа писал Н.А. Некрасов:
    «Вот приедет барин — барин нас рассудит,
    Барин сам увидит, что плоха избушка,
    И велит дать лесу», — думает старушка.»